Последние
Заметки
Врагов у медведей, кроме человека, очень немного. У белых медведей их нет вовсе, у бурого медведя может быть уссурийский тигр (в редких случаях), у белогрудого медведя — тигр и волки. |
Интересное
Традиции Происхождение медведя связывается в легендах с человеком. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись и т.д. Медведями стали спрятанные от Бога в лес дети Адама и Евы. Считают, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. На женщин он нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства человека с медведем рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Мотив этот представлен не только в поверьях, но и в сказках. Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. В то же время черт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. Ему присущи и функции охранителя скота. Например, медведь помогает обнаружить закопанную в хлеву конскую голову — причину порчи скота. Чтобы не допустить к скоту “лихого домового”, в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили медведя. Сам домовой тоже может принимал облик медведя. Подобно поверьям о волках - оборотнях, существуют рассказы об обращении колдунами участников свадеб в медведей. Известны рассказы о том, что под шкурой убитой медведицы охотники обнаруживали бабу в сарафане, что убитая медведица оказывалась невестой или свахой. Как и волк, медведь связан с подземными кладами; духи, охраняющие их, могут появляться в облике медведей. Образу медведя присуща брачная символика, символика плодородия и плодовитости, представленная, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т. п. Если введенный, в дом ручной медведь заревет посреди хаты, значит, в этом доме скоро будут петь свадебные песни, т.е. будет свадьба. Медведь, приснившийся девушке, сулит ей жениха. На свадьбе, чтобы заставить молодых целоваться, говорят: “Медведь в углу!” — “Петра Ивановича люблю”,— должна ответить невеста и поцеловать жениха. У многих народов распространено представление, что Медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ Медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете). С медведем связаны календарные приметы. На Воздвижение (27.IX) медведь ложится в берлогу. Среди зимы, на Ксению - полузимницу (6.II) или на Спиридона-солнцеворота (15.ХII) он поворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (7.IV) или на Васильев день (25.IV). По представлениям сербов, болгар, гуцулов и поляков, МЕДВЕДЬ выходит из берлоги на сретение (15.II, у поляков это день Громничной Божьей Матери, называемой также “Медвежьей”) взглянуть на “рождающееся” солнце. Если в этот день (или на Евдокию, 14.III) он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель (до “теплого” Алексея, 30.III), т.к. сорок дней еще будут стоять холода. У южных славян известны специальные “медвежьи дни”, которые празднуют для защиты от медведя: на св. Андрея (13.XII), Савву (27.1) и Прокопия (21.VII). Эти святые охраняют людей от медведя. Св.Андрей, по поверьям, ездил верхом на медведе. В эти дни варят кукурузу и оставляют ее на ночь на дворе для медведя, пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход для медведя, а также не работают, не запрягают скот, не ходят в лес, не упоминают о медведе, не чинят старую обувь и не изготовляют новую. Медведя нередко опасаются упоминать вслух (в частности, рыбаки, считающие, что в противном случае поднимется буря и не будет удачи в улове) и называют его иначе: “он”, “сам”, “хозяин”, “дедушко”, “мельник”, “черный зверь”, “леший”, “косматый черт”, “куцый”, “старый”, “овсяник”, “бортник”, “костоправ”, “бурмило”, “сергачский барин” и т. д. Медведя называют и личными именами: у русских — Миша, Михайло Иваныч, Потапыч, Топтыгин, Матрена, Аксинья, у сербов — Мартин, у поляков — Бартош и т. п. Охотники, идущие на медведя, берут с собой летучую мышь, считая, что в этом случае медведь непременно придет на охотника. Встреча с медведем в пути служит добрым предзнаменованием. Мистическая литература (в совокупности с фольклором) подчёркивает «гиперсексуальность» медведя. Образ медведя становится атрибутом персонифицированной похоти, а в ряде случаев воплощает идею животного уничтожения влюблённого (превращение любовников в белых Медведей в куртуазной поэме Гийома де Палерно, кон. 12 в.). В животном эпосе, баснях и соответствующей иконографии Медведь нередко служит средством социальной сатиры, в агиографической литературе и иконографии — символом укротившей себя плоти. В эпоху Возрождения получила распространение трактовка легенды о медведице, вылизывающей новорождённого медвежонка и тем самым якобы придающей ему окончательную форму, как символа искусства, которое формирует и гармонизирует косную природу. В греческой традиции Медведь являлся культовым животным (наряду с ланью) Артемиды (аркадская Артемида и сама сохраняла черты медведицы). В Аттике жрицы Артемиды во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску в ее честь. Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь. Спутница Артемиды нимфа Каллисто была обращена Артемидой (по другой версии — Зевсом) в медведицу, после чего Зевс перенёс её на небо в виде созвездия Большой Медведицы. Жители Аркадии считали себя потомками внука медведицы. Именно с дочерью медведицы, ушедшей на небо, связывалось происхождение членов фратрии Пор у обских угров. Медведицей была выкормлена и обучена охоте греческая Аталанта. Медвежьи черты отмечаются у покровительницы швейцарского города Берна Артио, у мужского божества лабрадорских эскимосов Торнгарсоака, почитавшегося в виде белого Медведя. Символическое значение Медведя в разных (в т. ч. и позднейших) мифопоэтических системах связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью, леностью. В библейской традиции Медведь соотносится с персидским царством, несущим смерть и разрушение. В Ветхом и Новом завете рисуется образ Медведя— страшного фантастического или даже апокалиптического зверя (Дан. 7, 5; Апок. 13, 2). С образом Медведя-первопредка связано и представление о нём как о первом культурном герое. Обские угры связывают с бурым Медведем, а ненцы — с белым Медведем принесение огня или умение пользоваться им. Индейцы квакиутль вели своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной; в мифе илимских эвенков медведь — один из помощников Ворона — творца вселенной; хотя позже Ворон и наказал Медведя, но не отстранил его полностью, поставив наблюдать за жизнью людей. Медвежьи черты усматриваются в облике таких высших богов, творцов вселенной и прародителей людей, как Нуми-Торум у обских угров и манси, Нум у ненцев, огузов Огуз-хана, считавшегося сыном или дочерью Медведя). В гороскопе древних Ариев есть тотем Белого медведя. Годы Белого медведя (1931, 1963, 1995, 2027) - это годы серьезных испытаний. Если в эти годы делаются ошибки - они непоправимы. Закладываются большие события, начинает медленно раскручиваться то, что произойдет через некоторое время. У человека с тотемом Белого Медведя должен быть строгий, рыцарский, в чем-то непредсказуемый характер. Любит играть - в игре доходит до экстаза. Любит жизнь, широкая душа. В нем нет подлости, садизма, он не терпит предательства. У него всегда есть гигантские планы и проекты, которые они умеют воплотить в жизнь. Умеют хорошо организовать людей и вести их за собой. Человек с проявленным антитотемом становится носителем хаоса - наглым и в то же время мелочным. Он прилипчивый, въедливый, занудный, склонный к садизму, маскируется под доброго "дядю". В гороскопе индейцев.
Совсем недавно, в середине XX века на территории Белоруссии существовал праздник весеннего пробуждения медведя - "комоедицы", который справлялся накануне христианского Благовещения (24 марта). Хозяйки в этот день выпекали из гороховой муки специальные кушанья - "комы" (отсюда, как полагают некоторые исследователи, праздник и получил свое название)1. Крестьяне на комоедицы надевали вывороченные мехом наружу тулупы и исполняли особый ритуальный танец, воспроизводящий движения просыпающегося от зимней спячки медведя.Подобный же веселый медвежий праздник существовал и у древних греков. У них он назывался "комоедией" (от слова "комос" - медведь). Отсюда же получила свое название и позднейшая античная "комедия" (что убедительно опровергает приведенную выше версию Т. А. Волошиной и С. Н. Остапова) "Комоедицы вплотную примыкают к весеннему равноденствию и к древней, дохристианской масленице,- пишет Б. А. Рыбаков.- Не лишено вероятия, что именно с этого эпизода пробуждения природы и начинался сложный масленичный весенний цикл.
Однако традиции комоедиц-комедий имеют гораздо более глубокие корни и восходят к отдаленнейшим временам индоевропейской общности. В знаменитых мустьерских "медвежьих пещерах" обнаружено огромное количество (до 1000 особей в одном пункте) медвежьих черепов и костей лап, что говорит об их ритуальном захоронении. Отголосок этого древнейшего ритуала сохранился в "медвежьих праздниках" сибирских охотников, которые за несколько дней до выхода в лес пели специальные "медвежьи песни", отрезали убитому "хозяину" лапы и голову, совершали вокруг них обрядовые действия и затем относили их на "медвежье кладбище" - недоступные собакам священные "медвежьи амбары", в которых постепенно скапливалось большое количество костных останков...
Особое значение имеет то, что название языческих жрецов — волхвы — также напрямую связано как с медведем, так и с Волосом: при совершении ритуалов волхвы облачались в медвежью шкуру, т. е. становились «волохатыми». В качестве ритуальной одежды медвежья шкура дожила до XIX века, а в трансформированном виде (вывернутый наизнанку полушубок) — до середины XX-го. С принятием христианства по созвучию имен Волоса заменил Власий Севастийский, к которому, разумеется, перешли по наследству и функции «скотьего бога»: на ранних иконах его нередко изображали в окружении различных домашних животных. Во многих средневековых русских городах церкви Власия ставились на месте разрушенных языческих храмов (капищ) — «идеже стояху кумиры». Нетрудно предположить, что капище Волоса в Вологде могло располагаться на месте церкви Власия Севастийского, что в Обухове (ныне угол Челюскинцев и Кирова). Нельзя исключить и того, что само название «Вологда» также может быть тесно связано с культом «скотьего бога» Волоса (учитывая позднейшее наслоение форманта «гда»)... |
Интересное
Оккультизм - обучение ясновидению, астрал, медитация.Последние
Заметки
Врагов у медведей, кроме человека, очень немного. У белых медведей их нет вовсе, у бурого медведя может быть уссурийский тигр (в редких случаях), у белогрудого медведя — тигр и волки. |